Поехали!
Сегодня знаменательная для меня дата. Пусть она довольно скромная, но все же...
Сегодня ровно полгода с тех пор, как я зарегистрировался здесь и начал вести дневник. Не скрою: с самого начала эти записки были ориентированы на читателя. Это вовсе не значит, что львиная доля написанного в них - вымысел, как раз наоборот; просто я старался (и стараюсь) по мере возможности облекать происходящее со мной или вокруг меня в более-менее литературную форму, чтобы получались своего рода миниатюры. Конечно, я очень надеюсь на то, что читать мой дневник хотя бы иногда бывает интересно.
Сегодня почему-то потянуло на серьезность, захотелось сказать о том, чего я почти никогда не касался. Просто довольно часто мне приходилось наступать на горло собственной песне, чтобы, во-первых, не шокировать почтенную публику, во-вторых, чтобы от меня не отвернулись в ужасе, и в-третьих, наконец, чтобы быть элементарно понятым читателями дневника.
Я говорю, конечно же, о вере. Жаль, и очень жаль, что человек верующий (к коим я себя достаточно дерзко причисляю) в глазах прочих, как правило - либо безмозглый фанатик, либо шут. Просто потому, что он живет вообще по другим законам. Объяснить это трудно, да я и не берусь... Коль уж полгода я вполне успешно маскировался под существо адекватное, буду заниматься этим и дальше.
Впрочем... Если кому-то нравится, что у меня постоянно хорошее настроение, что в дневнике достаточно редко встречаются негативные или тяжелые записи, пусть твердо знает: именно потому мне так легко жить на свете, что я верю в Бога. Я не настолько поверхностный, как может показаться - я не задаю в дневнике риторических и философских вопросов просто потому, что в большинстве случаев знаю на них ответ; но точно так же знаю, что все остальные либо не поймут меня, либо не согласятся...
Короче, блин, фигня какая-то получается, хотел написать, как серьезнее, а получилось исключительно пафосно, занудно и рефлексивно.
Все! У меня праздник! Полгода на дайриках! Я радуюсь жизни!
И все-таки...
Во время оно я был неприлично близко знаком с одним весьма уважаемым человеком - чеховедом, кандидатом филологических наук, вузовским преподавателем. Как-то в разговоре выяснилось, что ему в детстве мало рассказывали об окружающей природе, и он до сих пор не различает пород деревьев. Я был, если честно, шокирован, и задал закономерный, на мой взгляд, вопрос: а как же можно проникать в глубь ткани русского художественного текста, если ты не в состоянии адекватно понять и отделить в сознании, скажем, цветаевскую "рябину - судьбину горькую" от заледенелого есенинского клена? Уважаемый человек огрызнулся, и я был послан в известные земельные угодья с целью ловли бабочек.
Для того, чтобы адекватно понимать русскую классическую литературу, на мой взгляд, православную культуру надо знать ничуть не меньше! (Об этом, кстати, не так давно дискутировали в дневниках у Джелл и Хабы.) Иначе как ее читать? Там же как минимум половина внутритекстовых намеков и отсылок проскальзывает мимо сознания, а в итоге - искажается смысл!
Я знаю, о чем говорю: в свое время исключительно плотно занимался исследованием "Мастера и Маргариты" (именно с позиций верующего человека), и был потрясен, насколько же вещи, очевидные для верующего, проскальзывают мимо сознания серьезных, внимательных и очень толковых, но далеких от православия исследователей! Более того: при изучении научных статей и книг о Булгакове я наткнулся на человека, намеренно искажавшего смысл булгаковского текста. Он пользовался как раз полной неосведомленностью читателя в вопросах веры: замалчивал ключевые детали текста и перетолковывал второстепенные так, как было удобно ему с его концепцией.
Все это грустно. И вот сегодня утром я задумался... Итогом раздумий и стала эта запись, но на самом деле (коль уж у меня сегодня праздник!) я хотел предложить небольшой тест, логически следующий из всех моих размышлений. Честно скажу: мне будет безумно приятно, если хоть кто-нибудь его пройдет!
Желающие обрадовать меня могут смело
читать дальше

Сегодня ровно полгода с тех пор, как я зарегистрировался здесь и начал вести дневник. Не скрою: с самого начала эти записки были ориентированы на читателя. Это вовсе не значит, что львиная доля написанного в них - вымысел, как раз наоборот; просто я старался (и стараюсь) по мере возможности облекать происходящее со мной или вокруг меня в более-менее литературную форму, чтобы получались своего рода миниатюры. Конечно, я очень надеюсь на то, что читать мой дневник хотя бы иногда бывает интересно.
Сегодня почему-то потянуло на серьезность, захотелось сказать о том, чего я почти никогда не касался. Просто довольно часто мне приходилось наступать на горло собственной песне, чтобы, во-первых, не шокировать почтенную публику, во-вторых, чтобы от меня не отвернулись в ужасе, и в-третьих, наконец, чтобы быть элементарно понятым читателями дневника.
Я говорю, конечно же, о вере. Жаль, и очень жаль, что человек верующий (к коим я себя достаточно дерзко причисляю) в глазах прочих, как правило - либо безмозглый фанатик, либо шут. Просто потому, что он живет вообще по другим законам. Объяснить это трудно, да я и не берусь... Коль уж полгода я вполне успешно маскировался под существо адекватное, буду заниматься этим и дальше.
Впрочем... Если кому-то нравится, что у меня постоянно хорошее настроение, что в дневнике достаточно редко встречаются негативные или тяжелые записи, пусть твердо знает: именно потому мне так легко жить на свете, что я верю в Бога. Я не настолько поверхностный, как может показаться - я не задаю в дневнике риторических и философских вопросов просто потому, что в большинстве случаев знаю на них ответ; но точно так же знаю, что все остальные либо не поймут меня, либо не согласятся...
Короче, блин, фигня какая-то получается, хотел написать, как серьезнее, а получилось исключительно пафосно, занудно и рефлексивно.
Все! У меня праздник! Полгода на дайриках! Я радуюсь жизни!
И все-таки...
Во время оно я был неприлично близко знаком с одним весьма уважаемым человеком - чеховедом, кандидатом филологических наук, вузовским преподавателем. Как-то в разговоре выяснилось, что ему в детстве мало рассказывали об окружающей природе, и он до сих пор не различает пород деревьев. Я был, если честно, шокирован, и задал закономерный, на мой взгляд, вопрос: а как же можно проникать в глубь ткани русского художественного текста, если ты не в состоянии адекватно понять и отделить в сознании, скажем, цветаевскую "рябину - судьбину горькую" от заледенелого есенинского клена? Уважаемый человек огрызнулся, и я был послан в известные земельные угодья с целью ловли бабочек.
Для того, чтобы адекватно понимать русскую классическую литературу, на мой взгляд, православную культуру надо знать ничуть не меньше! (Об этом, кстати, не так давно дискутировали в дневниках у Джелл и Хабы.) Иначе как ее читать? Там же как минимум половина внутритекстовых намеков и отсылок проскальзывает мимо сознания, а в итоге - искажается смысл!
Я знаю, о чем говорю: в свое время исключительно плотно занимался исследованием "Мастера и Маргариты" (именно с позиций верующего человека), и был потрясен, насколько же вещи, очевидные для верующего, проскальзывают мимо сознания серьезных, внимательных и очень толковых, но далеких от православия исследователей! Более того: при изучении научных статей и книг о Булгакове я наткнулся на человека, намеренно искажавшего смысл булгаковского текста. Он пользовался как раз полной неосведомленностью читателя в вопросах веры: замалчивал ключевые детали текста и перетолковывал второстепенные так, как было удобно ему с его концепцией.
Все это грустно. И вот сегодня утром я задумался... Итогом раздумий и стала эта запись, но на самом деле (коль уж у меня сегодня праздник!) я хотел предложить небольшой тест, логически следующий из всех моих размышлений. Честно скажу: мне будет безумно приятно, если хоть кто-нибудь его пройдет!
Желающие обрадовать меня могут смело
читать дальше

Новолетие ... Извини , не знаю .
Разрешается есть в пост - молоко и сыр .
Далее, сложный самый , на мой взгляд ...
Рождество Христово
Благовещение
Яблочный Спас
Покров Пресвятой Богородицы
Из грехов знаю два .
Продажа души , суицид .
Извини если что ...
И во втором, кажется, молоко и сыр... Хотя первый вариант ответа тоже возможен... ХЗ...
*стало стыдно* Вот такая я глупая...
Особенно тест. Посему даже отвечу на него =)
Итак,
1) Если я правильно помню лекции по хронологии, читанные мне давным-давно одним прекрасным и хорошим человеком в ВУЗе, то начало индикта, оно же церковное новолетие, сейчас имеет место быть 1 сентября по старому стилю, и 14 - по новому.
Но! Твой вопрос, Прайм, слишком обширен для чёткого ответа. Ибо следует учитывать, что церковное летосчисление по индиктам было введено только с царствования Юстиниана (вот цифру забыл. Первого, по-моему), правил коий в 6 веке н.э. А так вообще счисление календаря по индиктам началось с 1 сентября триста-какого-то-там года. То бишь аж на три века раньше. Это первое. И второе - если я правильно помню, то в Византии *а также много где ещё* имелось церковное летосчисление, бравшее датой начала года 1 (25) марта - дату праздника Благовещения.
А то самое, которое с 1 сентября, окончательно "вошло в моду" лишь только в поздневизантийском периоде.
Поэтому, Прайм, уточни в вопросе, какое именно новолетие нужно указывать - ранневизантийское или поздневизантийское. =)
2) Опять же - слишком обширный вопрос. В какой пост? Ежегодный (седмичный), Великий, Петров, Успенский, Рождественский?
Так что мой ответ будет - ничего. И вообще, в пост не принято есть продукты животного происхождения, будь то мясное, молочное или рыба. Правда, для рыбы делаются исключения, но не всегда.
А можно есть растительную пищу и хлеб, но не белый.
Указывай конкретный пост - отвечу по одному из вариантов.
3)*хитро прищурившись и ехидно улыбаясь* А по порядку следования в каком календаре - гражданском или церковном? ..Ладно, шучу =)))
Раз уж говорили про церковное Новолетие, то именно его я и буду считать началом календаря.
Тогда ответ будет - г, а, в, б.
4) Опять же, если память моя верно мне служит, то традиционными семью смертными грехами на сегодня считаются:
Зависть
Чревоугодие (обжорство)
Блуд (прелюбодеяние)
Алчность
Гнев
Гордыня
Уныние
А сама концепция семи грехов в современном виде берёт свои истоки в трудах Фомы Аквинского и Еваргия.
5) Хехехехе...Ну ты и сказанул. С твоими-то вопросами =))) Будем считать, что первый, а вообще - половина =)))))
Вот такие вот дела....Сильно по процессору тапкой не бей за мои ответы, он у меня и так болит. =)
Всем: в незнании ничего стыдного нет.
Я подожду выходные, ответ вывешу в понедельник.
4.Гордыня, гнев, лень, чревоугодие. Ммм... уныние еще. Остальное - подумать надо. Похоть... UPD: пошел шариться по нету. Там считают, что лень и уныние - одно и то же. Странно.
2. Ммм. По-моему, "в" - точно. Вообще, я тихо офигеваю. Потому что насколько помню, 100%-но можно только растительную пищу. А дальше - плюс-минус километр... По идее, можно креветки и икру... С другой стороны, это все-таки деликатесы, а лакомиться в пост нельзя...
Яйца... помню, как автоботина бегала по городу и искала хлеб, чтобы без яиц и молока. Вывод: "а" и "в" отпадают точно.
3.Покров-Благовещение-Яблочный Спас-Рождество? Пардон, с Рождества начинается(это меня на католическое переглючило - сам-то оба отмечаю (не смейся))
1.Обычный и в марте был, и в сентябре, а теперь - в январе.
1. новый год отмечается где-то в сентябре.
2. ничего нельзя, только растительную пищу, хотя это зависит от поста.
3. в, б, г, а
4. прелюбодиянеие
чревоугодие
кража
убийство
суицыд
идолопоклонство
больше не помню
5. первый, возможно.
Одно существо потому и не стало отвечать - ошибаться не любит
Спасибо всем, что отвечаете! Мне приятен прежде всего сам факт. Сразу вырастают крылья!
2. Бывает ведь и так: просишь друзей и знакомых о чем-то несложном, незначительном, вроде бы, а в ответ - ... тишина.
Ну, а потом... Православная вера - это все-таки тема специфическая. А люди разные. Могли сказать - мол, не пошел бы ты со своим мракобесием куда подальше!
1. Новолетие отмечают, кажется, 14 сентября (хотя что-то ещё с 1 сентября ассоциируется - кажется в засвисимости от старого или нового стиля)
2. Не уверена, что могу назвать какую-то букву. Так как вроде бы в пост можно есть растительную пищу, в некоторых случаях приправленную растительным маслом, всякие соления - огурцы, квашеная капуста, чёрный хлеб, грибы, орехи. В некоторые дни вообще ничего есть нельзя, в какие-то только хлеб и воду, иногда позволяется рыба. Есть ещё какие-то дни, когда нельзя есть горячую пищу.
А вообще в пост диета не главное, она просто должна способствовать очищению духовному. Важнее не делать зла, не говорить нехороших слов, не потакать своим прихотям, отказаться от курения, выпивки, секса - от всего, что может приносить плотское удовлетворение.
3.Рождество Христово 7 января
Яблочный Спас 19 августа
Благовещение 7 апреля
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября
У меня некоторые сомнения по поводу того, что яблочный спас - церковный праздник. По-моему это что-то из народного календаря. А 19 августа Преображение Господня, насколько я знаю.
4. Всё время в них путаюсь и забываю.
Гордыня, блуд, уныние, зависть, гнев, страсть к деньгам (не помню как оно правильно называется) и не уверена, что к этим семи относится - чародейство. Но знаю, что за этот грех отлучают от церкви на 7 лет, кажется.
5. Самый сложный вопрос, потому что в нём запуталась.
В 4 вопросе должно быть 7 правильных вариантов
Может быть 1 вопрос - так как по старому и новому стилю даты
Тогда и во втором в зависимости от того, какой календарь брать - будет разный порядок праздников.
Вот, всё, что пришло в голову :)
и не уверена, что к этим семи относится - чародейство. Но знаю, что за этот грех отлучают от церкви на 7 лет, кажется.Нет, в число семи смертных сие точно не входит. А разве в наше сумасшедшее время за него отлучают? Помню, что не то де-то в Библии, не то в евангелии от кого-то написано, что ж*** в виде отлучения(про отлучение было позже, а сначала, кажется, полагалось замачивать) полагается "не только колдунам, ворожеям и всякого рода прорицателям", но и тем, кто пользовался их услугами, ибо сие от диавола есть...
Вот-вот. А без этого всего поиски хлебушка не на молоке и яйцах - просто фарисейство. Вообще, сегодня мне пришла мысль - это я передачу посмотрел про средневековую кухню - все предписания церкви, связанные с питанием, были продиктованы, прежде всего, гигиеной и иными практическими соображениями. В передаче, правда, было про свинину - ее можно было есть с Дня всех святых по Марди Гра, т.е. в холодное время года, когда не было мух. А я вот подумал про Великий пост. Вообще, он же был предназначен для экономии запасов. Как раз в это время начинало заканчиваться запасенное на зиму. И чтобы люди, как высказалось одно существо, "не съели собственную корову"(которая была кормилицей и в случае ее гибели семье грозила бооольшая ж***), они и постились. И я не очень понимаю тех священников, которые на заданный им вопрос по поводу поста начинают сразу подводить под него религиозную базу, притчи всякие приводить и т.д. Потому что сейчас практического обоснования для поста как экономии пищи нет. Нет такой ж*** с едой, как раньше. Свинину тоже можно есть круглый год, потому что есть холодильники, где ее можно хранить. В общем, эти предписания были актуальны, да. Но для средневековья - для иных реалий, иного времени. И они подлежат пересмотру с учетом реалий нынешних.
Нет, в число семи смертных сие точно не входит
Спасибо за уточнение. Хотя на мой взгляд это гораздо более серьёзный грех, чем то же чревоугодие. А ещё к смертным грехам стоило бы лень отнести. Вот уж поистине само зло во плоти.
А разве в наше сумасшедшее время за него отлучают?
Я летом читала книгу, написанную по благословлению Патриарха Московского и всея Руси. Год издания - 2005. И там говорилось, что за чародейство отлучают. А вообще-то страшная книжка. У меня пошатнулось мировоззрение. Теперь пытаюсь со всем этим разобраться. Набираюсь духу обратиться в церковь к священнику.
сегодня мне пришла мысль - это я передачу посмотрел про средневековую кухню - все предписания церкви, связанные с питанием, были продиктованы, прежде всего, гигиеной и иными практическими соображениями.
Мне эта мысль давно в голову пришла, ибо я сама детство в деревне провела, да и мои бабушки-дедушки родом из деревни были, так что заметила, что во время Великого Поста как раз и оскудевают запасы. Коровы-козы перестают доиться, так как ждут потомство, следовательно, молока и масла нет. Куры без должного освещения перестают нести яйца. Мясо от убитой в конце ноября скотины уже съедено. А со всякими сладостями и излишествами в деревнях было сложно - за ними в город ездили, а когда дороги заметены, особо не наездешься.
Меня всегда привлекала славянская мифология - по-моему самая добрая из тех, что я знаю. И меня поразило то, насколько гармонично христианство уложилось на почву верований славян. И как замечательно уживались и уживаются вместе народные приметы, праздники с церковными. Да те же маслиница или спас - они же исконно языческие праздники, а как замечательно уживаются с христианством!
И у меня даже возникла мысль, а не являлось ли христианство производной от славянских верований? Ведь даже название сохранилось - православние. А именно Правь и славили на Руси до христианства. Вот и думаю, не после ли путешествия в далёкие славянские земли, начала образовываться вера христианская, в дальнейшем дополненная своими чудесами и особенностями?
НАРОД, ВЫ ПРОСТО МОЛОДЦЫ!!!!!
Скажу сразу и честно: я в душе большой пессимист, и совсем не ожидал таких глубоких познаний в области православной культуры! Это просто здорово! Тем более - потому что чувствуется: знания явно применяются на практике. И это самое ценное!
А теперь - ответы в студию!
1. Церковное новолетие празднуется 1 сентября (по старому стилю), т. е. 14-го по новому.
2. В пост (и то не во всякий, совершенно верно!, но все же) можно есть икру и креветки.
3. Праздники следуют друг за другом по гражданскому календарю таким образом:
Рождество Христово
Благовещение
Яблочный Спас
Покров Пресвятой Богородицы
... а по церковному - первым будет Покров! А дальше по порядку.
4. Семь смертных грехов - это:
гордыня
сребролюбие (жадность к богатству)
блуд (и прелюбодеяние)
чревоугодие (в широком смысле)
зависть
гнев
уныние (отчаяние)
А вот то, что прежде всего приходит на ум - убийство, воровство и т. д. - это те следствия, к которым приводят данные грехи. (Кстати, грех уныния, перерастая в отчаяние, как не фиг делать может привести к самоубийству.)
5. ПОЧТИ ВСЕ! Смотря с какими критериями подходить. Но я имел в виду вопрос 3, про праздники: в вопросе не было конкретизировано, по какому календарю.
Предвидя возмущенные возгласы, что, мол, самым туманным был, вообще-то, вопрос про пост, отвечаю: если бы среди вариантов ответа был бы такой: "ничего из вышеперечисленного" - тогда да, два варианта ответа однозначно имел бы этот вопрос. В зависимости от поста, действительно: в Петров пост и в Рождественский - можно, в Великий и в Успенский - нельзя. Это факт.
Ну, а насчет лакомства (как заметил Гость) - ну, не обязательно же икра бывает черная или красная! Бывает, простите, икра минтая, судака, трески, и, наконец, икра заморская, баклажанная!
(и не удержусь: кто-то (один наглый крыс) тут написал, что в пост нельзя есть НИЧЕГО. Так и подмывает ехидно спросить: с моего дня рождения этот кто-то ушел голодным?!.
Вот. Спасибо всем преогромнейшее!!! Все ответившие просто молодцы! Тем более что было дано такое количество - пусть разрозненных, но все же! - правильных ответов!! Порадовали меня очень-очень! Спасибо всем.
П. С. За мной теперь должок: картинка победителям!
А ты посмотри комментарий от 2006-10-13 12:15
Я летом читала книгу, написанную по благословлению Патриарха Московского и всея Руси. Год издания - 2005. И там говорилось, что за чародейство отлучают. А вообще-то страшная книжка. У меня пошатнулось мировоззрение. Теперь пытаюсь со всем этим разобраться. Набираюсь духу обратиться в церковь к священнику.
Ну-ну. Как напишут - хоть стой, хоть падай. Не знаю, как Патриарх благословляет жуть, которая может отшатнуть человека от веры. Короче, не думай, о том, как что выглядит в глазах церкви - думай о том, что и как выглядит в глазах всевышнего...
И у меня даже возникла мысль, а не являлось ли христианство производной от славянских верований?
Мммм... Есть такая хорошая книжка - "Гиперборейская вера русов" - там как раз о том, что православие - не что иное, как вернувшаяся на родину вера русов-гиперборейцев.
а твой ДР, командир, мне запомнился на долго
А ты посмотри комментарий от 2006-10-13 12:15
Посмотрела. От 12.15 не нашла. Нашла от 13.15. Там где лень и уныние - одно и то же? Но с этим я не могу согласиться. Ибо лень может присутствовать в человеке не зависимо, в унынии он находится или в воодушевлении. Лично знаю человека, который впадает в уныние от работы, а лень его приводит в настоящий экстаз.
как Патриарх благословляет жуть, которая может отшатнуть человека от веры
Не сказала бы, что эта книга отшатывает от веры. Скорее наоборот - приходит осознание, что только вера и может спасти. Там жуть другого рода. То, что казалось мне обычным делом, любопытным, чем я сама некоторое время назад занималась - на самом деле всё звенья одной цепи - ведущие к воспитанию бесочеловека. И просто стало страшно за людей, которые не понимают, к чему идут.
Есть такая хорошая книжка - "Гиперборейская вера русов"
Интересно. Надо будет почитать. А кто автор?
Вот и я сказал, что странно это...
, что казалось мне обычным делом, любопытным, чем я сама некоторое время назад занималась - на самом деле всё звенья одной цепи - ведущие к воспитанию бесочеловека.
Не факт, что так на самом деле есть... Может, это мнение самого автора?.. А о чем это он так, если не секрет?
А кто автор?
"Логинов Д., Астахов Я., Виольева Л. и др." Кстати, в сети оно водится - сейчас поискал и нашел
Может, это мнение самого автора?..
Там несколько авторов, в том числе священники. Так что это как минимум коллективное мнение. К тому же имеющее подтвреждение даже в моей жизни. Вот потому и страшно.
А о чем это он так, если не секрет?
Об экстрасенсах, магах, НЛО, сектах, людских пороках, талантах не от Бога и т.п.
Кстати, в сети оно водится - сейчас поискал и нашел
Очень хорошо. Сейчас и я поищу. Спасибо за подсказку :)