Вместо диктофона использую память. И по памяти воспроизвожу отрывок одной из вчерашних лекций.
Без всяких там варнингов и опенингов. Это просто полезно знать.
"Почему следует есть запечённого пасхального агнца с горькими травами, понятно: горечь трав напоминает о лишениях, которые претерпел еврейский народ, сорок лет скитаясь по пустыне. Но почему нельзя
читать дальшесокрушать костей? Надо сказать, кости разбивали, чтобы добраться до костного мозга: это было лакомством. Так вот, как будто бы нет ответа, почему Яхве заповедал не сокрушать костей. Однако, если мы обратимся к Новому Завету, то станет ясно, что в данном случае десятое проклятие Египта – это типос. Пасхальный агнец – это прообраз Иисуса Христа. Кстати, прообраз, не один раз упоминающийся в Новом Завете. Ну, хотя бы Иоанном Крестителем: «Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира».
Ну так вот. Все мы помним, что Христу не перебили голеней. Вот это и есть: «не сокрушить костей». Почему не перебили? Зачем это вообще делалось? Ну, на самом деле, все изображения распятия, которые мы с вами видим, они все – неправильные. И слава Богу, что они неправильные. Потому что художники, изображавшие распятие, уже не представляли себе, как на самом деле происходила эта казнь. Она уже была отменена. А происходила она так: на определённом месте вбивался столб – ну, или, в данном случае, три столба. Осуждённого привязывали к перекладине, растянув руки в стороны и положив это бревно ему на плечи. Привязывали за запястья. И заставляли его в таком виде идти к месту казни. Понятное дело, если человек спотыкается и падает, он инстинктивно подставляет руки. А если такой осуждённый спотыкался и падал (а он обязательно спотыкался и падал!), он падал плашмя. И ещё эта палка, которая была к нему привязана, била его по плечам. Христа перед казнью сильно избили. Поэтому он постоянно спотыкался и падал. В итоге наступил момент, когда он уже не мог подняться и тащить перекладину. Её отвязали и дали первому попавшемуся человеку, который понёс её просто на плече.
Далее, на месте казни, человека укладывали на землю – на перекладину – и начинали растягивать в стороны за руки. Когда растягивали максимально, вбивали гвозди. Гвозди вбивали в запястье, в сплетение нервов. Потом прибитого к перекладине человека поднимали и «надевали» на вертикально стоящий столб. После чего ему вытягивали ноги и вбивали гвозди в ноги. Человек, распятый таким образом, банально не мог дышать. Чтобы сделать вдох, ему приходилось, сколько хватало сил, приподниматься на ногах - по сути, опираясь на вбитые в ноги гвозди. А чтобы выдохнуть, ему приходилось «провисать», насколько это позволяли гвозди, вбитые в руки. То есть распятый человек, собственно говоря, не висел на кресте, а дёргался. Вверх-вниз, на каждый вдох и выдох. Потому легко было определить, жив осуждённый или уже умер. Если ещё дёргается – значит, живой. Если перестал – всё, умер. Казнь была совершенно бесчеловечная, и ею казнили только рабов и отступников. Давали питьё – то самое, что у нас переводят как «уксус с желчью». На самом деле это была, наоборот, жидкость, притупляющая боль. Христос попробовал и отказался – Он это сделал именно затем, чтобы чувствовать свои страдания… Люди, конечно, чисто физически разные. Христа перед казнью очень сильно избили. Поэтому он выдержал на кресте всего несколько часов. А бывало, что люди мучились несколько суток. Умирали от удушья, когда не могли больше приподняться, или от разрыва сердца... Христос умер от разрыва сердца.
Как мы помним, это была пятница. То есть канун субботы, когда вообще запрещалось что-либо делать. Причём не простой субботы – пасхальной субботы! Когда тем более, в принципе ничего нельзя было совершать. Но у евреев было такое правило, что казнённые не должны оставаться висеть в субботу. Именно поэтому послали людей, чтобы быстро убить казнимых и успеть их убрать до наступления вечера . То есть как раз перебить им голени. Как это делалось: бралась специальная палка, которой со всей силы били по ногам человеку и перебивали ему кости. Он, естественно, больше не мог приподниматься, чтобы сделать вдох, и просто задыхался. Но, когда пришли к месту казни Христа, то увидели, что он уже умер. И потому разбойникам перебили голени, а ему не стали. Вот так и получилось, что «не сокрушили костей Агнца». О чём нам говорит ещё Ветхий Завет."
Единственное, чего я не поняла, это про типос.
Однако, если мы обратимся к Новому Завету, то станет ясно, что в данном случае десятое проклятие Египта – это типос.
К переломанным костями все понятно. Но 10ая казнь, это смерть первенцев. Если ты об этом. А "типос", я так полагаю, это греческий термин, означающий "мессианский прообраз" или "пророческий символ".
Но я туплю. При чем здесь десятое проклятие? Можешь пояснить мысль?
Ну, а что с копьем? Я, правда, впервые слышу про "Копье судьбы", сотник канонизирован, копье, которым пронзил Иисуса под ребра Лонгин, чтобы понять, жив еще казнимый или нет, кстати, вроде, даже где-то храниться, как святыня... Хотя вот википеднула, там действительно выдалось море легенд... О.о
А Грааль это, тоже, наверное знаете Вы, чаша, которую Иисус пустил по кругу со словами, что в ней Его Кровь, проливаемая за человечество. Происходило все на "съемной квартире", а потом было не до посуды апостолам. Ныкались от римских стражей и иудейских. И, думаю, они, знавшие Иисуса лично, мало дрожали над бытовыми предметами, которых Он касался. Им было этого не нужно. Он был для них слишком живой, осязаемый и реальный. Это уже последующие поколения, после того, как пеленки с больной головы ап.Павла, по вере людей и по благодати "исцеляли" (в кавычках, ибо все-таки не тряпки исцеляли, мы же понимаем, да), стали ценить предметы, связанные с носителями благодати Божией - людьми, и с Самим Иисусом, и Его Матерью...
Просто в условиях этой казни было сказано, что Ангел смерти не войдёт в тот дом, где косяк двери будет смазан кровью жертвенного агнца. Посему история с тем, как именно следует приготовлять и есть пасхального агнца, относится именно к 10-й казни.
Doubleclouder: Ты же внимательно смотрел интервью! Я знаю пока очень мало.
Копьё в канонических Евангелиях упоминается, а вот Грааль, насколько я помню, нет. Но подробнее и точнее ответить на твой вопрос я не могу (зато это наверняка может сделать Злое Сердце). Я не знаю, почему необходимо было пронзать в данном случае тело копьём. Вероятно, это тоже имело какой-то смысл; и это не аллегория. И я не знаю, собирали ли кровь Христа в какой-то сосуд. (И собрали ли истекшую воду, не знаю тоже.)
Кстати, Судьбы - как совокупности предначертанных событий - для нормального христианина не должно быть.
Яша Нэ: Не за что... Память обычная. Просто постарался записать по горячим следам, пока помню. Т.к. сам не хочу забывать.
Прикольно.
И -- да. Я о той мифологеме, что Копьё судьбы, оно же Копьё Лонгинуса -- это копьё, убившее Иисуса, а Чаша Грааля -- тот сосуд, в который собрали его кровь. Её очень часто повторяют в кино изыскательной направленности. Ну и в литературе было.
Правда, справедливости ради стоит отметить, что христиано-ориентированные фильмы снимаются, как правило, с католическим уклоном. То есть могут быть разночтения с православием.
ЗЫ: вопрос снимается, как я уже сказал.
как можно настолько довериться тому, что написано от руки, и кем??? человеком. и им же сколь угодно преукрашено
имхо
ЗЫ: "прИукрашено"; и с пунктуацией беда.
Про то, что Грааль это Причастный Потир это я где-то читала, литература не была православной, я считала, что так католики просто называют святыню, но голову на отсечение не дам. Про копье написано в Евангелии, так что точно.
Я не знаю, почему необходимо было пронзать в данном случае тело копьём. Вероятно, это тоже имело какой-то смысл; и это не аллегория.
Про копье написано в ВЗ, т.е. это тоже мессианское пророчество, но не помню где. Иоанн в Евангелии это место вспоминает: Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили. (Ин 19:37). А, вот, нашла: слова о том, что те, которые пронзили Его, возрыдают о Нем, звучат в Зах. 12:10."А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце."
Протыкать было необходимо, чтоб удостовериться, что человек мертв. Если жив - истекает кровь, если мертв - сукровица, что и было в случае с Иисусом.
Оптимус
А... вот теперь я понимаю, как читать то предложение. А то у меня несвязуха смыслов была... Ты писал просто о том, что сама десятая казнь была пророчеством мессианским. Теперь твоя мысль понятна. СпасиБо.
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел"
Не помню, кто написал. (
Но как в таких условиях собирать что-то, пусть даже кровь Иисуса? В православной традиции и нет этого Грааля, это уже католики придумали.