Проанализировав те варианты, что встречались на моём пути, вычленил некоторые закономерности. Вот интересно, у других примерно так же или у каждого свои критерии?
Итак, поговорим о критике.Разумеется, я буду субъективен, потому как оцениваю ситуацию только из собственного опыта. С другой стороны - поскольку марать бумагу я начал в очень нежном возрасте, причём как прозой, так и стихами, по части выслушивания критики различного рода и происхождения опыта у меня достаточно. Так что (несмотря на грубо публицистическую форму изложения) всё это - сугубое ИМХО.
Пожалуй, ничто так не ранит творческого человека, как неконструктивная критика. Она - как сало, которое, упав на нежную ткань душевного равновесия, оставляет трудновыводимый след.
Нет, конечно, мы не берём в расчёт так называемую критику из серии "креатифф гавно", на которую возможен лишь один логически безупречный ответ: "критик м*дак". Нет, конечно, бывают и "аффтары", которые последнее изрекают и на вполне объективную критику, добавляя со вздохом "меня никто не понимает! Да и не надо! Им - не понять!" Но клинические случаи мы рассматривать не станем. Да, так вот - вышеупомянутая "односложная критика", по сути дела, не является критикой вообще: это обычный троллинг. Реальная же неконструктивная критика, как ложный гриб, всегда мимикрирует под конструктивную - чем она и неприятна. Умереть не умрёшь, но отравишься запросто.
Рассмотрим основные отличия конструктивной критики от неконструктивной.
После конструктивной критики всегда возникает желание творить дальше. Появляется уверенность в своих силах, радость, что тебе указали на недостатки и шероховатости, желание немедленно их исправить и впредь изо всех сил расти. Критик непременно укажет на все недостатки, которые увидит, но сделает это настолько корректно, что ты не сможешь с ним не согласиться. Он никогда не будет возмущённо спорить на ваше робкое "но я хотел... но здесь же...". И - внимание: критик обязательно похвалит за ваши сильные стороны. Даже если это пока не стороны, а так - пара удачных фраз или словосочетаний. Всё равно похвалит. Но как же быть, если хвалить откровенно не за что? Так вот, имейте в виду: критик в таком случае критиковать (т.е. разбирать весь текст тщательно и подробно) не станет, а найдёт мягкие общие формулировки без углубления в текст.
Конечная цель критика - подсказать, помочь, научить и даже поддержать автора.
Неконструктивная критика на первый взгляд являет собой то же самое: прямое указание автору на все его недочёты. Однако после неё почему-то хочется как минимум запереться в туалете и вволю поплакать о загубленной молодости, как максимум - пойти и повеситься и как дважды два - никогда и ни при каких обстоятельствах не браться больше за перо. Почему?
Критикана по большому счёту не интересует ни ваше творчество, ни вы сами, ни ваше душевное состояние, ни нормы интеллигентного общения, ни что другое. Догадались? Его интересует только он сам - и исходя из этого строится и его общение с людьми как таковое, и вся его критика. Критикан, конечно, укажет на недостатки. Но он никогда не заострит внимания на том, что объективно удалось. В его речах (обычно умных, пересыпанных примерами и цитатами) похвалы за то, что вполне можно отметить как авторскую удачу, вы не найдёте. Критикан режет "правду-матку", ничуть не заботясь о реакции собеседника. Ему необходимо не просто указать автору на ошибку, а дать понять, что тот сурово налажал. Это самовлюблённый, очень гордый (от слова "гордыня") человек, и, как правило - с комплексами. Он точно знает, как именно надо писать. Именно поэтому более субъективной критики, чем слова критикана, не существует. Да, он может быть весьма сведущ, но если ему по личным причинам не нравится какой-то вполне допустимый литературный приём - он выведет это под грифом "среди хороших авторов так никто не напишет!" Ну и, как следствие - то, что написано критиканом лично (если написано вообще) либо не окончено, либо абсолютно нечитабельно.
Но и тут ещё можно сомневаться, попался вам на пути критикан или просто очень суровый критик - ведь у каждого автора свой "порог обидчивости". Но если из уст этого человека вылетает сакральная фраза: "Да, я так и знал, что ты не способен адекватно воспринимать критику!.." - всё, разговор окончен. Перед вами махровый критикан. Произнеся данное заклинание, он как правило добавляет, что вы, безусловно, готовы воспринимать только похвалы, что учиться и совершенствоваться вы не желаете, а ведь он к вам со всей душой, и - он искренне хотел помочь.
Самое интересное, что в 70% случаев критикан нисколько не лукавит. Он действительно хотел помочь. Но, к сожалению, культура общения для этого человека - пустой звук. Он не в состоянии понять, какие слова и интонации обидят другого человека, а какие нет. Да его и не заботят переживания этого "другого". Он мучительно ищет объект для самоутверждения - не сознательно, упаси Боже, - подсознательно. И радуется, когда лишний раз "проставит галочку": я умею, я знаю, я могу. Я лучше Васи Пупкина. Именно поэтому критикан с удовольствием разносит в пух и прах "розовые сопли" какой-нибудь 15-летней девчонки. Его не волнует, что в 15 лет человек не способен писать ничего, кроме розовых соплей - в силу своего жизненного опыта. Он горит желанием немедленно высказать всё, что он - взрослый и мудрый - считает нужным высказать. Это и есть его конечная цель.
Однако в некоторых случаях критикан может быть даже полезен - как экзотическая острая приправа. Если автор не новичок и примерно знает себе цену, адекватно воспринимает свой уровень таланта и не имеет привычки безоговорочно полагаться на чужое мнение - слова критикана вполне могут открыть ему что-то полезное. Потому как критик, как человек толерантный, может или упустить из виду какую-нибудь "блоху", или попросту не счесть нужным указывать на такую мелочь. Критикан же не пропустит ничего.
Из самых лучших критиков, которых можно слушать часами, хочется особенно выделить поэта, руководителя нашего ЛИТО, женщину года - 2008 в номинации "наука", биолога и просто интеллигентнейшего человека, Аллу Иосифовну Михалевич.
Из самых тяжёлых критиканов пальму первенства прочно удерживает кандидат филологических наук, чеховед и просто бездарный препод - мой БМ.
А напоследок я скажу (главным образом одному замечательному и любимому мной ПЧ, которого я в своё время имел счастье
И это непоправимо.