Вынул фигу из кармана.
Хм, как же скучно жить без дайри!
У меня всё, как всегда - по-автоботски. Весь в делах, пишу роман, неприлично страстно люблю Динобота. (Кто хочет знать, как именно, поставьте запятую между обстоятельствами.)
И вот я вылез в сеть, чтобы немного
позвиздеть порассуждать о прекрасном. Ибо сегодня у меня выходнооооой - от собственной писанины.
Был у меня такой шикарный опыт - я собрал в кучу всё то, куда меня в своё время тыкали мордой умные люди, и сделал нечто вроде списка. И наивно полагал в тот момент, что, когда снова возьмусь за перо, этот список поможет мне ещё внимательнее относиться к своему творчеству и в результате качественно вырасти.
И вот я отыскал его на рабочем столе.
(Пункты, отмеченные жирным оффотопом - те, которые я посылаю в сад особенно нежно, часто и извращённо!)
20 пунктов о писательском мастерстве.читать дальше1. Плохо имеют право быть написаны только личный дневник, список продуктов и воспоминания. И то ещё можно с этим поспорить.
2. Следует учитывать культурный контекст эпохи. То есть подход "а я хочу писать так! Вот писали же так раньше! Сумароков, например..." - не покатит. Хотим мы того или нет, мы подсознательньно должны ориентироваться на современного нам читателя. Произведения в стиле Карамзина или Радищева когда-то были новейшим словом в литературе, но жизнь идёт вперёд, а вместе с ней меняются и реалии, и язык, и художественные приёмы, и многое другое.
3. Когда пишете, следует помнить, что человек наделён (как минимум) пятью чувствами, а не одним только зрением. Звуки, запахи, прикосновения, вкусовые ощущения - всё это поможет сделать мир произведения богаче.
4. Соблюдайте "точку зрения", когда пишете. Автор, разумеется, знает, что творится и в сознании Васи, и в сознании Пети, но если он в данном эпизоде смотрит на мир глазами Васи, следует учитывать, что Петины мысли Васе неизвестны. Если, конечно, Вася не телепат. То есть вариант "Вася сказал: "А!", и Петя сразу подумал: "Б..." недопустим.
5. Учитывайте опыт героя! Если герою 10 лет, он скорее всего не в курсе, что вода - это H2O. А если герой хомячок, его это вряд ли волнует.
6. В случае, если герой имеет отношение к какой-либо профессии (жесть, а бывает ведь и такое!) или хобби (сцуко!!!), придётся в необходимом объёме изучить матчасть, чтобы (в зависимости от поставленной художественной задачи) либо добавить в повествование пару ярких штрихов, связанных с профессией, либо правдоподобно описать то, чем и как герой живёт и занимается. В наше время, когда в Интернете можно найти буквально всё, что хочешь, и не приходится сидеть над томами в библиотеках, отговорка, что, мол, "а я матчасть не знаю!" для произведения, претендующего на звание литературного, недопустима.
(Между прочим, именно по этому пункту можно отделять тупые фанфики от литературных произведений, имхо. Это я к тому, что цикл "Автоботка по умолчанию" и иже с нею - тупые фанфики.)
7. Частенько на упрёк в несоблюдении п.6 можно услышать: "А меня не занимает всё это фуфло, меня занимают отношения!" Увы, пишущему надо помнить железное правило: тот круг (в широком смысле слова - социальный слой, работа, психологические моменты), в котором вращается человек, накладывает неизгладимый и неповторимый отпечаток на его личность. И объёмные отношения в произведении возможно выстроить только тогда, когда эта личность присутствует.
8. К величайшим нашим сожалению и удовольствию, для литературы важна не правда, а правдоподобие. Ярчайший пример в этом смысле - рассказ Куприна "Анафема", который весь посвящён чину, которого в православной церкви просто нет. А дальше эта талантливо написанная ошибка пошла успешно кочевать по произведениям других писателей. У того же Тендрякова в описании церкви есть фраза: "...здесь... провозглашалась анафема"... Вот она, сила художественного слова! Сила штрихов и деталей, которые придают объём повествованию!
9. Избегайте шаблонных описаний (так называемых штампов)! Но при этом - не делайте язык вычурным.
10. Есть такой детский анекдот: "Шёл мальчик, пустил фонтанчик". Ну так вот, 11-летний подросток рассказывает его так: "Шёл мальчик, пустил фонтанчик!.. Гыыы! Дошло?.. Он пописал!" Не уподобляйтесь этому подростку. Не надо держать читателя за дурака и объяснять очевидное.
11. Неплохо напоминать читателю про облик героев - речь, одежду, причёску, запахи, черты лица и вообще всё, что может быть связано с человеком. Так же здорово вводить детали на первый взгляд второстепенные, но на самом деле с той или иной стороны характеризующие персонажа.
12. Важнейшее значение имеет речь героев! С помощью речи можно нарисовать непередаваемо яркий портрет. И ещё очень здорово, если автор хоть чуть-чуть владеет т.н. "арго" (профессиональным языком) нужной сферы. ТРОЙКА с точки зрения школьного учителя, портного и фигуриста - определённо разные понятия.
13. Не комкайте конец! Ожидания читателя должны быть оправданы. (Ну и, само собой, в этом плане 4-й том "Войны и мира" - тоже не пример для подражания.)
14. Ну, речь разговорная - она... строится, как бы... немножко по другим законам, значит. По-другому там немножко всё.
15. Изничтожайте как класс глупые ошибки. Читатель, может, и не закроет рассказ после первого же "он пришёл со школы и стал ложить тетради на стол", но редактор любого печатного издания - однозначно. Пользуйтесь словарями, справочниками, доп. материалами по родному языку!
16. Этот пункт посвящен тому, что стилистика текста - это такой очень важный момент, так как этим достигается то, что та мысль, которая была высказана в этом произведении, легче дойдёт до того читателя, которому это всё предназначалось.
17. Если персонаж (жесть, а бывает и такое!) что-то чувствует, не следует передавать это впрямую: "Вася почувствовал в сердце большую и светлую любовь". Художественная литература - не констатация фактов.
18. Не надо включать в повествование куски, которые не сообщают читателю ничего нового и нужного. При правке произведения следует постоянно задавать себе вопрос: а действительно ли здесь нужны этот эпизод/это описание/эта деталь? Что они открывают читателю?
19. Читать, читать, читать и ещё раз читать как можно больше достойных образцов художественной литературы! Смотреть, как выстроена ткань того или иного произведения. А ещё полезно в качестве тренировки писать подражания.
20. Ну и, наконец, самое главное условие. Писать надо сердцем. Без этого - как в любви - у произведения не будет ничего. Одна голая техника. Только наше сердце способно вдохнуть душу в то, что выходит из-под пера.
21. Важный бонус: при получении отзывов следует чётко осознавать, что является конструктивной критикой, а что - просто взглядом, отличающимся от вашей концепции.
Кстати, после хорошей конструктивной критики всегда (как бы обидчив, нежен и раним ни был автор) хочется творить дальше, больше и лучше. На данный момент, настрочив свои 15 глав, в очередной раз с грустью осознал, что Остап Бендер с его универсальным набором просто нервно курит в сторонке. ))) Словарный запас, использованный мною в этих 15 главах, значительно меньше.
А выходных у меня не будет... Важные визиты.
Но ничего. Я всё равно допишу этот роман. Сейчас, в ближайшие недели. Я настроен более чем решительно, ибо меня задолбали все мои глобальные недодлеки - "Зона ноль", "Ради десяти", "Натали"... И если к ним добавится ещё и это - мой перфекционизм просто не выдержит оказанного на него давления.
Так что - работать!
Но я вернусь.