Интересная статья попалась мне некоторое время назад: выдержки из миссионерской конференции СПб епархии 2006 г. (Напечатана статья была в газете "Православный Санкт-Петербург", №7 за 2006 г.) Речь в ней шла о тех суевериях, которыми, к сожалению, изобилует жизнь даже тех, кто ходит в храм не только святить яйца на Пасху. Среди воцерковлённых православных христиан (не только среди называющих себя таковыми, но и вроде бы ведущих православный образ жизни) полно бывает всяких суеверий. Не далее как в это воскресенье наблюдал сцену: после причастия женщина прикладывается к иконе, и тут из толпы шныряет бабуля, хватает женщину за рукав и "просвещает", что после Причастия можно только крест целовать, а икону - ни-ни! И прежде, чем женщина успевает ответить, что это суеверие, бабуля успевает скользнуть обратно и раствориться. Скольких ещё она научит "правильно чтить" иконы?.. Бытуют и совсем уж дикие представления - что, например, нельзя зажигать свечу или лампаду спичками, что если ставишь свечу за упокой - то нельзя оплавлять низ свечи, потому что иначе покойнику ноги подпалишь. Что нельзя передавать свечи левой рукой. И вообще, нельзя зажигать свечу от другой свечи - а то все болезни и беды того, кто её ставил, "перейдут" на тебя.
В общем, чего только не придумывают... И невооружённым взглядом видно, что для людей, распространяющих подобные слухи, сама по себе вера является сводом ритуалов и, в общем-то, сплошным суеверием.

Есть ли в такой вере Бог? Самое печальное - именно в том, что есть. Но не Бог, а бог. Именно этому и была посвящена конференция, ведь ложные представления о Боге - я имею в виду, ложные представления о христианском Боге в рамках православной конфессии - также являются суевериями. Но они опасны тем, что не лежат на поверхности и не высказываются в качестве постулатов. Общаясь с таким "верующим", человек может на основании услышанного составить совершенно превратное представление о Боге.
Печально и то, что людей, имеющих такие представления, на самом деле очень и очень много. И уж совсем грустно, когда это родные или близкие. Ведь от того бога, который встаёт в их разъяснениях и примерах, хочется только убежать далеко-далеко. И уж совсем не захочется самому прочесть Евангелие, пообщаться с толковым священником, чтобы разрушить полученное представление о самом главном, самом личном и дорогом - о вере...

Далее - с сокращениями и исправлениями пунктуации - привожу фрагмент статьи.

"Рассмотрим наиболее известные ложные мнения о Боге.
Первый образ Бога: незлобивый седовласый старец, добрый дедушка с длинной бородой - персонаж рисунков, который всё понимает, всё принимает и ни о чём не спрашивает. Будучи очень удобен, этот образ популярен, потому что вера в такого Боженьку ни к чему не обязывает и не предполагает никакой личной ответственности. И при наличии некоторого религиозного равнодушия это заблуждение, пожалуй, самое распространённое.

Второй образ Бога
: некое высшее существо, высшая сила, вершина пирамиды, которую выстраивает наш рассудок, размышляя об устройстве мироздания. Бог - холодный, бесстрастный, безличный, безразличный, не имеющий никакого отношения к нам. К Нему невозможно обратиться, как невозможно и чего-то ждать от Него.Такое Божество словно вовсе не причастно к нашему миру. Все оккультные и псевдо-мистические учения базируются на этом ложном представлении. К сожалению, у многих православных, увлекавшихся до своего обращения в Православие оккультизмом, йогой, экстрасенсорикой, подобные идеи изживаются весьма нескоро.

Третий и самый страшный образ Бога - это соглядатай, шпион, контролёр и палач. Он надзирает за нашей жизнью, Его интересуют наши ошибки, Он выжидает, как бы застигнуть нас на месте преступления. Это Бог-страшилище для непослушных. Им пугают смельчаков, его боятся новоначальные, да и многие, на первый взгляд, воцерковлённые прихожане. Он отпугивает доверчивых людей, когда они пытаются приблизиться к Православию. А может быть, кто-нибудь встречал и пастырей, исповедующих подобные взгляды? Я встречал, к сожалению... В связи с этим образом наблюдаются упаднические настроения у верующих и возникает псевдо-православное сектанство.

Следующий образ - deus ex machina
, то есть некое театральное явление Бога в финале и Его участие в развязке. Это - использование Бога, как "скорой помощи". Ведь чаще всего мы ищем Божьей помощи только тогда, когда что-нибудь не так. А когда всё в порядке, мы забываем о Нём. Вот и наши русские пословицы говорят об этом: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится".

Близкий к предыдущему образу - Бог-гарант. Это - искренняя вера, что ритуалами, обетами и приношениями Богу можно обеспечить себе Его защиту, некий плод воздаяния. Мол, разумные, порядочные и послушные могут быть уверены в награде. Этот образ Бога имеет в виду тот, кто частенько недоумевает: "Что я сделал плохого, что Он меня так наказывает?.." Такой образ Бога-гаранта также питает магическое представление о загробной жизни.

Следующий образ - Бог порядка и богатства. Это, по преимуществу, Бог власть имущих. Он на стороне преуспевающих, важных и значительных, он покровительствует миру сему, и тот, кто не хочет присоединиться к существующему порядку вещей, попадает в Его немилость. Особенно любят поклоняться такому Богу диктаторы, деспоты и тираны. Характерно также использование таких представлений для современных неохаризматических движений, с их идеологией процветания, материального благополучия.
(от себя - О.П. - добавлю: многие современные дамские книги из серии "как получить то-то и то-то" опираются также на этот образ. И учат в итоге не вере, пусть зачаточной, а гордыне и превозношению: поставь себя так или иначе выше других, будь лучше других, успешнее других... и тогда Бог (именующийся мирозданием, Небом или Высшей силой) тебя обязательно услышит!)

И последний образ, на котором хотелось бы остановиться - Бог обрядов. Радостных или печальных; Бог свадеб, крестин, похорон, молебнов, Бог помпезных прижизненных дешёвых вещей, Бог как простое украшение жизни. Он удобен для так называемых "подсвечников" - тех, кто отстаивает церковные службы только на Пасху Христову и Рождество.

Во всех рассмотренных случаях Бог - Отец наш небесный и Творец - оказывается скроенным по человеческим меркам. Он мало похож на истинного Бога христиан. Истинный Бог - Бог любви и жизни, везде присутствующий, всё исполняющий Собою - на стороне страдающих и жертв. Истинный Бог - Бог для всех без исключения, ни к кому не безразличный. Он не ужасный и неприступный. Он не Некто, живущий вдали от нас. Он не желает смерти, несчастья и бед, Он не оставляет нас, в каком бы состоянии греха мы ни находились. Бог никому не мстит, никого не карает. Бог наказывает, чтобы ограничить злую деятельность человека и направить его на путь спасения. Бог может использовать наказание, когда все другие возможности вразумления уже исчерпаны. Однако и наказывая, Бог проявляет Свою любовь к человеку - подобно врачу, который причиняет боль во имя спасения жизни больному..."