Сегодня знаменательная для меня дата. Пусть она довольно скромная, но все же...
Сегодня ровно полгода с тех пор, как я зарегистрировался здесь и начал вести дневник. Не скрою: с самого начала эти записки были ориентированы на читателя. Это вовсе не значит, что львиная доля написанного в них - вымысел, как раз наоборот; просто я старался (и стараюсь) по мере возможности облекать происходящее со мной или вокруг меня в более-менее литературную форму, чтобы получались своего рода миниатюры. Конечно, я очень надеюсь на то, что читать мой дневник хотя бы иногда бывает интересно.
Сегодня почему-то потянуло на серьезность, захотелось сказать о том, чего я почти никогда не касался. Просто довольно часто мне приходилось наступать на горло собственной песне, чтобы, во-первых, не шокировать почтенную публику, во-вторых, чтобы от меня не отвернулись в ужасе, и в-третьих, наконец, чтобы быть элементарно понятым читателями дневника.
Я говорю, конечно же, о вере. Жаль, и очень жаль, что человек верующий (к коим я себя достаточно дерзко причисляю) в глазах прочих, как правило - либо безмозглый фанатик, либо шут. Просто потому, что он живет вообще по другим законам. Объяснить это трудно, да я и не берусь... Коль уж полгода я вполне успешно маскировался под существо адекватное, буду заниматься этим и дальше.
Впрочем... Если кому-то нравится, что у меня постоянно хорошее настроение, что в дневнике достаточно редко встречаются негативные или тяжелые записи, пусть твердо знает: именно потому мне так легко жить на свете, что я верю в Бога. Я не настолько поверхностный, как может показаться - я не задаю в дневнике риторических и философских вопросов просто потому, что в большинстве случаев знаю на них ответ; но точно так же знаю, что все остальные либо не поймут меня, либо не согласятся...
Короче, блин, фигня какая-то получается, хотел написать, как серьезнее, а получилось исключительно пафосно, занудно и рефлексивно.
Все! У меня праздник! Полгода на дайриках! Я радуюсь жизни!
И все-таки...
Во время оно я был неприлично близко знаком с одним весьма уважаемым человеком - чеховедом, кандидатом филологических наук, вузовским преподавателем. Как-то в разговоре выяснилось, что ему в детстве мало рассказывали об окружающей природе, и он до сих пор не различает пород деревьев. Я был, если честно, шокирован, и задал закономерный, на мой взгляд, вопрос: а как же можно проникать в глубь ткани русского художественного текста, если ты не в состоянии адекватно понять и отделить в сознании, скажем, цветаевскую "рябину - судьбину горькую" от заледенелого есенинского клена? Уважаемый человек огрызнулся, и я был послан в известные земельные угодья с целью ловли бабочек.
Для того, чтобы адекватно понимать русскую классическую литературу, на мой взгляд, православную культуру надо знать ничуть не меньше! (Об этом, кстати, не так давно дискутировали в дневниках у Джелл и Хабы.) Иначе как ее читать? Там же как минимум половина внутритекстовых намеков и отсылок проскальзывает мимо сознания, а в итоге - искажается смысл!
Я знаю, о чем говорю: в свое время исключительно плотно занимался исследованием "Мастера и Маргариты" (именно с позиций верующего человека), и был потрясен, насколько же вещи, очевидные для верующего, проскальзывают мимо сознания серьезных, внимательных и очень толковых, но далеких от православия исследователей! Более того: при изучении научных статей и книг о Булгакове я наткнулся на человека, намеренно искажавшего смысл булгаковского текста. Он пользовался как раз полной неосведомленностью читателя в вопросах веры: замалчивал ключевые детали текста и перетолковывал второстепенные так, как было удобно ему с его концепцией.
Все это грустно. И вот сегодня утром я задумался... Итогом раздумий и стала эта запись, но на самом деле (коль уж у меня сегодня праздник!) я хотел предложить небольшой тест, логически следующий из всех моих размышлений. Честно скажу: мне будет безумно приятно, если хоть кто-нибудь его пройдет!
Желающие обрадовать меня могут смело
читать дальше