Всех приветствует Кэп Очевидность.
То есть - я заранее извиняюсь, что писать буду совершенно очевидные вещи (ибо имеющий уши давным-давно услышал всё сам, без моих высокоумных изысканий). Но окончательно убедили меня в смысле написания этого поста замечания на тему, мол, музыка к третьему фильму существенно проигрывает по сравнению с музыкой к первому фильму. И, более того - что там нет новых ярких тем.
Хотелось воскликнуть: друзья, вы заблуждаетесь!
Вот, собственно, и восклицаю.
Прежде, чем я начну вещать, хочу отметить: трактовка композиции, которую я собираюсь проанализировать, зиждется отчасти на названиях официальных саундтреков, но во многом - на том, где и как в фильме звучала та или иная тема. Они крайне характерные (и харАктерные), но они не выделены в отдельные треки. Одна из них звучала при сражении автоботов, при появлении Оптимуса, другая - во время боевых действий людей.
Сиречь - написанное ниже ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции. Но как частное мнение вполне имеет место быть. Потому что разбирать не очень сложную по своей структуре музыку (уровня бессмертной сказки "Петя и волк") я ещё не разучился.
Музыка для удобства порезана на маленькие кусочки, каждый из которых будет своеобразной иллюстрацией к написанному.
Кто не испугался - вперёд.
Как я уже говорил, Яблонский крайне талантливый композитор. И, написав музыку к кинофильму, он умудрился сделать это настолько искусно, что
читать дальшемногие композиции, вне всякого сомнения, могут существовать как отдельные музыкальные произведения. При этом - они в точности иллюстрируют то, что происходит на экране. Показывают нам Шоквэйва - пожалуйста, звучит тема ШоквЭйва. Показывают Сентинела Прайма - вот вам его тема.
В этом смысле меня больше всего впечатлила композиция, которая называется "It's our fight" и звучит в фильме с того момента, как военные занимают позиции, начинают стрелять в трансформеров и прыгают с парашютами на Шоквэйва - и до того, как Сэм и Дилан взбираются к колонне. Эту музыку я и хочу "препарировать".
Можно сказать, что своеобразной "базой" для неё послужила тема битвы. Тема битвы (напрочь заглушенная взрывами и криками) звучит во время гонки по шоссе и сражения с предаконами. Тревожная, негромкая, созданная с помощью ударных и струнных, она прекрасно передаёт ощущение напряжения:
На эту тему в разбираемой композиции накладывается тема Шоквэйва. Тема Шоквэйва звучит оба раза, когда тот появляется и действует в фильме - это мрачные, мощные, словно бы тягучие удары.
В соединении с темой битвы это звучит как нескрываемая угроза, агрессивно и тревожно. Десептиконы идут, десептиконы наступают, неся смерть и разрушение... и вдруг прямо в эти темы буквально врывается мощная светлая мелодия сил добра. Она звучит широко и ясно, озвученная струнными, подчёркнутая духовыми. Звучит очень долго - в среднем тема в "сложносочинённой" композиции звучит не более 20-30 секунд, этой же отведено больше минуты.
Вот как звучат эти три темы: тема битвы, наложенная на неё тема Шоквэйва (в данном случае символизирующая тему десептиконов) - и тема защитников Земли:
Это не просто абстрактная тема "добра". Это тема автоботов и тема Оптимуса в частности. Да, она не имеет ничего общего ни с одной привычной нам темой, ни с другой; она она отдалённо напоминает лишь "Прибытие на Землю" - но по одному её звучанию уже можно понять, какая мощь и какая отчаянная решимость сражаться содержится в этом призыве.
Вот так она доходит до высочайшего уровня напряжения (здесь отчётливо слышны духовые и ударные, придающие объём и привносящие героическую ноту в звучание мелодии):
А следом за нею - буквально через несколько секунд, через семь ритмичных ударов - грозно и мощно звучит ещё одна тема положительных героев. Судя по тому, где и когда она прозвучала в фильме первый раз - это тема самых отчаянных и самых отважных защитников родного дома. Это тема героев, тема людей. Героически же и решённая: основную мелодию, звуча всё отчаяннее и ярче, ведут духовые. А оттеняют её - на фоне мощно звучащих ударных - струнные:
Потом наступает черёд ударных. Битва разгорается не на шутку - это почти всегда у Яблонского (применительно к Трансформерам) решается с помощью выведения ударных на первый план. Напряжение
всё нарастает - и разрешается удивительным по красоте и силе, коротким и ярким, как блеск взмахнувшего клинка, фрагментом.
Вслушайтесь: в этом отрывке тема Оптимуса и тема людей начинают звучать синхронно и звучат вместе. Мелодию Оптимуса по-прежнему ведут струнные, мелодию людей - духовые, и вместе это звучит настолько органично, что ты даже не сразу понимаешь, что звучат разом обе темы.
Но это длится лишь несколько секунд - мы успеваем лишь поймать привычный ритм. Как вдруг тема Оптимуса, ломая заданную размеренность, взлетает ввысь мощным рывком, тема людей подхватывает её - и они снова звучат параллельно и слитно.
Удивительно красивый и пронзительный по силе отрывок:
И навстречу их несомненной (как гласит из всех струн и труб эта музыка) победе, как последний рубеж - выходит Сентинел Прайм...
Сама по себе тема Сентинела удивительно красива. Она не похожа на тему отрицательного персонажа. Она исполнена тоски, надежды и красоты. Вот её фрагмент на струнных - в отличие от темы Оптимуса или Бамблби, это не скрипки, а виолончели:
Но насколько по-другому решена она в теме сражения! Сперва мы слышим три глухих удара, похожие на удары сердца, и вслед за ними начинает звучать уже известная нам тема битвы. Звучать явственнее, громче - и, наслаиваясь на неё, обречённо и отчаянно звучит тема Сентинела Прайма. Её ведут духовые - и от их грозного низкого голоса становится жутко - и одновременно с тем ясно, что Сентинел Прайм проиграл в этой войне...
А под конец вновь звучит тема Оптимуса - но на этот раз её ведут не струнные, а уже духовые. Она доходит до высшей ноты - и "ставит точку" в этом противостоянии.
Однако это далеко не конец композиции. Ведь битва как таковая ещё продолжается. В конце, уловив "тему темной стороны Луны", мы вслед слышим, что напряжение не спадает, а лишь растёт. Продолжение финальной битвы - уже другая композиция, и в фильме Сентинел ещё не повержен - хотя, как мы слышали, в музыке уже всё решено и всё сказано.
Кстати говоря, впоследствии Сентинел гибнет под "свою" тему - но то, как она звучит, не оставляет сомнений, что перед нами действительно драматический персонаж:
Итак, чтобы подвести итог вышеприведённому разбору - композиция "It's our fight" целиком, как она есть.