(Рис. Георгия Светозарова)

Намедни близкий друг удивил меня замечательным вопросом. Вопросом, который я уже не первый раз слышу во время поста: "А ничего, если я при тебе буду есть что-то мясное?"
Вопросы такого рода всегда радуют меня - они наглядно показывают, с каким уважением друзья относятся к моей вере и ко мне; как боятся невольно задеть и обидеть. А поскольку сходных разговоров было уже немало, я решил написать "пост про пост".

В сознании людей неправославных религиозный пост - это некое насильственное лишение человека пищи животного происхождения. Лишение противоестественное, не имеющее под собой никакого логического основания; лишение, которое зиждется исключительно на запрете. Партия сказала "низзя!" - и всё. Скрипеть зубами, но не сметь поглотить и молекулу не растительного происхождения! Иначе - адские муки до скончания века, горящий жупелъ с небесъ и все дела.

И человеку, не имеющему представления о том, что такое пост на самом деле, видится, будто постящийся мучается и страдает, не имея права питаться, как все нормальные люди. Он подставляет себя на место несчастного, прикидывает, какие эмоции испытал бы, поедай кто-нибудь при нём мясо - и получает просто ужасающую картину. Похожую на ту, которую я вывесил в начале поста.

На самом деле всё не так. И нас (постящихся) не надо бояться. Надо понимать, что решение питаться по определённой схеме (духовную составляющую поста намеренно опускаю, ибо хочу рассказать конкретно о "пищевой составляющей") человек принимает сам. То есть он отказывается от определённых продуктов не потому, что слепо подчиняется приказу сверху, а потому, что сам посмотрел, попробовал, сопоставил - и убедился в целесообразности таких мер. Не надо мыслить советскими агитками про "слепых фанатиков". Сейчас каждый выбирает свою веру сам, и выбор этот осмысленный.

Дальше напишу из личного опыта.
1. Телесный пост никоим образом не является ущемлением моих прав есть всё, что заблагорассудится. Я просто не хочу в это время есть мясо. Не хочу не из желания соблюсти канон или "сделать приятное Богу" - не хочу чисто физически. Разумеется, сказывается и привычка - я соблюдаю посты регулярно уже как минимум 12 лет подряд, если не все 15. Организм просто привык работать в таком режиме. Поэтому серьёзное нарушение поста без видимых на то причин (болезнь) организм воспримет не как неожиданную радость, а как неожиданную подлянку.

2. Пост никак не влияет на работоспособность и силы. На время Великого поста у меня регулярно приходились самые интенсивные тренировки и непременно - соревнования. Закрытие сезона приходилось всегда на мясоед - разницы не было никакой. Это не разовый опыт, это последовательные наблюдения нескольких лет.

3. Пост телесный полезен для здоровья и фигуры; кроме того, он действительно "остужает голову" - у организма остаётся предостаточно сил на полезные мысли и действия, а вот всё лишнее отпадает само собой. Постящийся человек - если он постится умеренно и нормально - не думает "блин, как же хочется есть, есть как хочется, блииин!!" Он как раз с удивлением обнаруживает, что есть ему хочется меньше. Таким образом, кстати, высвобождаются время и деньги (святые советовали употреблять оные на благие дела... но я обещал не писать о духовной составляющей).

4. Постящийся человек совершенно спокойно относится к тем, кто в его присутствии уписывает за обе щеки всевозможные скоромные яства. А на вопрос, что он чувствует при этом, из личного опыта со всей ответственностью отвечу: ничего.